Банки активно возвращали деньги граждан в систему. В 2011 г. эти средства должны вернуться на рынок в виде кредитов. Правда, большей частью — корпоративных. Гражданам же на бум кредитования рассчитывать пока не приходится.
Если в 2009 г. украинские банкиры страдали от недостаточной ликвидности, то в 2010 г. их основной проблемой стала сверхликвидность: население активно возвращало средства на депозитные счета, но вот в кредиты эти денежные потоки, вопреки обещаниям самих финансистов, так и не преобразовались, пишет Инфобуд.
В итоге в текущем году банкам пришлось решать три основные проблемы: как охладить «депозитный пыл» населения, в какие инструменты перенаправить средства граждан, чтобы не потерять их, и как запустить кредитование при все еще больших портфелях проблемной задолженности.
Банкам деньги не нужны
«Мы ожидали активного возвращения средств граждан в банковскую систему. Ведь доверие к ней существенно возросло, а опасность хранить деньги дома по-прежнему велика», — утверждает Дмитрий Зинков, глава правления «ОТП Банка».
Но вряд ли кто-то из банкиров предвидел, что данный процесс будет столь активен — к концу года объемы депозитов фактически вернулись на докризисный уровень и составили по итогам 11 месяцев 72 млрд. грн., что на 22% больше, чем в начале текущего года, и на 5% выше, чем в сентябре 2008 г. «Примечательно, что 3/4 от этой суммы — деньги населения», — подчеркивает Анастасия Туюкова, аналитик ИК Dragon Capital.
Впрочем, как бы уверенно сегодня банкиры ни заявляли о том, что предвидели такой результат, стремительный рост депозитного портфеля в середине года явно стал для некоторых из них неожиданностью, причем не самой приятной. Об этом свидетельствует срочный пересмотр депозитных ставок, которые с июня по сентябрь у крупнейших банков упали на 3-5%.
«Скорее всего, ставки снизятся еще на 1,5-2,5%. Банки уже не нуждаются в деньгах населения так, как раньше, кроме того, вклады физлиц становятся слишком дороги для банков: деньги на внешних рынках сегодня стали более дешевой и надежной альтернативой внутреннему инвестору», — пояснял тогда ситуацию представитель одного из банков первой десятки. И действительно, с сентября по декабрь депозитные ставки падали на 0,5-1% ежемесячно, достигнув в среднем по системе 10-11% годовых по вкладам в гривне, 6-7% в долларе и 5-6% — в евро.
В то же время перед банкирами встала дилемма — как охладить пыл новых вкладчиков, в то же время не потеряв их деньги. Решением стало активное возрождение рядом банков своих КУА и продажа через банковские отделения инвестсертификатов. Правда, по признанию самих банкиров, инструмент все еще не приобрел широкой популярности — несмотря на заверения в безрисковости депозитно-облигационных фондов, население крайне осторожно покупает инвестиционные сертификаты, очевидно помня огромные убытки по этим инвестинструментам в 2008 г. Тем не менее в следующем году многие финансисты делают ставки именно на небанковские сервисы в рамках их групп — ПИФы, а также НПФ (негосударственные пенсионные фонды).
Впрочем, окончательно пресекать желание украинцев хранить деньги на депозитных счетах банкиры также не намерены, потому в следующем году не планируют продолжать снижать ставки. «В чулках и матрасах у населения хранятся еще десятки миллиардов долларов, соответственно мы ожидаем в следующем году динамики прироста депозитной базы не ниже, чем в этом, а то и выше», — прогнозирует Дмитрий Зинков.
Подтверждает слова коллеги и руководитель департамента стратегического развития и маркетинга розничного бизнеса банка ПУМБ Валерий Пацуй. «Мы ожидаем, что в следующем году ставки по депозитам в гривне опускаться уже не будут», — говорит он, добавляя, что в 2011 г. страна увидит не ценовую, а функциональную конкуренцию между банками.
«Ставки будут примерно на одном уровне, а потому повысится важность функциональных особенностей вкладов, специальных условий по пополнению и разрыванию договоров и других дополнительных характеристик депозитных продуктов», — считает представитель ПУМБ.
Кстати, некоторые эксперты считают, что в следующем году депозитные ставки не только зафиксируются на существующем уровне, но и могут вырасти. Ведь банкирам уже не придется решать проблему сверхликвидности — зашедшие в систему деньги финансисты обещают пустить на масштабное кредитование корпоративного сегмента и выборочное — физлиц.
Медленно и печально
Обещанное на 2010 г. возвращение кредитования физлиц стало реальностью лишь к концу года: первые осторожные попытки выйти на рынок автокредитования банки сделали в мае-июне, а в сентябре-ноябре сразу несколько финучреждений заявили о возвращении на рынок ипотеки. Правда, розничный портфель кредитов по итогам 11 месяцев все равно уменьшился на 11%, до 209 млрд. грн.
Чуть лучше выглядит ситуация с корпоративным кредитованием: до конца ноября банкам удалось прирастить корпоративный портфель на 1,37% — до 518 млрд. грн. И хотя в этом году рост не смог компенсировать амортизацию кредитного портфеля юрлиц, в следующем банкиры рассчитывают как минимум на выравнивание темпов прироста и амортизации.
Ожидания банкиров подтверждают в инвесткомпаниях. Так, в ИГ «Сократ» рост портфеля кредитов юрлиц прогнозируют на уровне 8,5%, амортизацию — до 9%. Чего не скажешь о кредитовании физлиц — по прогнозам финансистов, в наступающем году оно будет разворачиваться «медленно и печально» и не сможет компенсировать сокращение существующего портфеля.
«В следующем году банки уже будут готовы давать ипотеку, но вот клиенты вряд ли будут готовы брать эти кредиты. Поэтому такой вид кредитования будет развиваться все еще очень медленно. Более динамично прирастут портфели авто- и потребкредитов», — прогнозирует Дмитрий Зинков. Впрочем, ставку в следующем году в «ОТП Банке» делают все равно не на розницу, а на корпоративный сегмент. «Для себя мы в качестве приоритетного сектора выделили компании midcaps (middle capitalization)», — говорит господин Зинков.
Что касается кредитных ставок для корпоративных клиентов, то банкиры весьма осторожно дают прогнозы по их динамике. Озвученные корреспонденту «i» формулировки звучали преимущественно как «ниже существующих», «на приемлемом для бизнеса уровне», «среднерыночные» и т. д.
В то же время offrecord в нескольких крупных банках с иностранным капиталом признаются, что последнее время испытывают серьезные сомнения на предмет улучшения условий для корпоративных клиентов, так как материнские банки, в связи с проблемами в Европе, выступают против существенной либерализации условий корпоративного кредитования своих украинских дочек.
В итоге банкиры опасаются, что наиболее привлекательные корпоративные клиенты станут добычей российских банков, которые сейчас многие эксперты обвиняют в «политическом подходе к кредитованию», то есть выдаче займов на зачастую неоправданно лояльных условиях ради получения активов стратегических предприятий.
Дифференцируйся или умри
Еще одной тенденцией следующего года, кроме вполне прогнозируемых попыток нарастить активы, станет развитие работающими в Украине банковскими группами сопутствующих, небанковских финансовых сервисов. Речь идет о работающих при банках КУА, негосударственных пенсионных фондах, лизинговых компаниях и т. д.
Расчет на прибыли от сопутствующих финансовых бизнесов эксперты считают вполне оправданным. Кредитные портфели в следующем году будут прирастать еще крайне медленно, да и резервы, которые банкирам придется формировать в связи со все еще достаточно высоким процентом проблемной задолженности, вряд ли позволяют им выйти на устойчивую прибыль (хотя финансисты единогласно заявляют, что убыточных банков в первой двадцатке в следующем году уже не останется). Сопутствующие же продукты и сервисы, по разным оценкам, могут в следующем году занять от 11% до 23% в структуре доходов банковских учреждений.
Причем следующий год должен стать последним годом, когда для банкиров будет еще актуальна тема проблемной задолженности. Повысившаяся конкуренция на рынке коллекторских и факторинговых компаний, которая, в свою очередь, привела к увеличению расценок на портфели, будет стимулировать банки активнее продавать свою «проблемку».
И не только необеспеченную залогами (от беззалоговых портфелей банкиры фактически полностью избавились уже сейчас), но и залоговые портфели, возврат по которым порой достигал 50%, в связи с чем банки держались за них до последнего, не соглашаясь продавать с дисконтом 85-90%.
Однако на рынке уже начали появляться предложения по выкупу залоговых портфелей за 65-75% от номинала, на которые банкиры полностью согласны. В конце концов, как заявил «i» риск-менеджер одного из крупных европейских банков, «банк это быстрая машина. Пора наконец-то сбрасывать эти балласты и заниматься нормальной работой».