Синагога для еврейского народа - больше, чем молитвенный дом. В период отсутствия государственности этот тип архитектуры играл центральную роль в поддержании жизненного уклада еврейства в разных уголках мира. В каждой стране сообщество адаптовувалась - и соответственно приспосабливала архитектуру синагог - к местным особенностям. Поэтому она очень разная, но всегда - интересная. Это говорит о фотовыставка историка архитектуры Рудольфа Клейна "Синагоги Восточной и Центральной Европы 1782-1944", которая продлится в Пороховой башне до 15 мая
Синагога для еврейского народа - больше, чем молитвенный дом. В период отсутствия государственности этот тип архитектуры играл центральную роль в поддержании жизненного уклада еврейства в разных уголках мира. В каждой стране сообщество адаптовувалась - и соответственно приспосабливала архитектуру синагог - к местным особенностям. Поэтому она очень разная, но всегда - интересная. Это говорит о фотовыставка историка архитектуры Рудольфа Клейна "Синагоги Восточной и Центральной Европы 1782-1944", которая продлится в Пороховой башне до 15 мая
Выставку открыли 20 апреля. Ее организовали Генеральное консульство Венгрии в Ужгороде, Общество культуры львовских венгров при содействии Министерства внешней экономики и иностранных дел Венгрии (МЗЕЗС), Почетного Консула Венгрии во Львове Ларисы Малех и ЛОО НСАУ.
Экспозиция была сформирована в сотрудничестве автора с организацией венгерских архитекторов и культурной организацией евреев Венгрии под патронатом МЗЕЗС Венгрии. Рудольф Кляйн, профессор Будапештского университета св. Иштвана, предложил для осмотра богатый материал: синагоги в Чехии, Словении, Венгрии, Румынии, Австрии, Сербии, Украины (представлено изображение Жовкивской синагоги конца XVII в., Что, к сожалению, не в лучшем состоянии).
Представлены на фото объекты выглядят по-разному: котрись в отличном состоянии, котрись сохранены хуже, другие - восстановлены. Типология синагог богатая, единого стиля нет: в каждой стране, городе есть свои особенности. Здания имеют характер романской, византийской, неоготической религиозной архитектуры или, скажем, похожи на светской архитектуры - сельской или мещанской, дворцовой и тому подобное.
Как читаем в сопроводительных материалах к выставке, архитектура синагог - особенно в диаспоре - отличается от всех других жанров зодчества. Это связано с особенностями иудаизма, в частности запретом в Ветхом Завете фигуративной изображения. Синагоги имеют второстепенное значение, таковы, что только заменяют храм Соломона, не является местом проживания святых, а только местом собраний, молитвы, учений. Поэтому требований специфического архитектурного воплощения нет, и внешняя форма синагоги "подстраивается" к архитектурным, культурным традициям конкретного места и социума.
|