Нельзя однозначно сказать, когда появился дизайн. То есть не было такого момента, до которого дизайн не существовал, а потом вдруг возник. Вопрос о связи пользы и красоты также стар, как человеческая цивилизация вообще.В античном мире вещи делались руками, без проекта и производственного плана. Ремесленники украшали посуду, оружие, одежду и, таким образом, наделяли свои изделия индивидуальностью – это было настолько естественно, что никто не предполагал, будто вполне может быть иначе.
Технологии непрерывно совершенствуются и производство стает всё более массовым и специализированным, потому что так рациональнее. Мануфактуры постепенно вытеснили кустарные мастерские в экзотические отрасли, а затем сами были поглощены фабриками и заводами. К концу XIX века утилитарная функциональность была, если не единственным, то, по крайней мере, основным критерием оценки вещи – продукта производственного процесса (не просто труда).
Ориентирование производства только на удовлетворение материальных потребностей потеснило искусство из быта. Изящные музейные экспонаты, не обладающее никакой практической пользой, оказались в оппозиции с житейской прозой. Квинтэссенция теории менеджмента того времени: «делать проще, но больше».
Конечно, промышленный дизайн существовал уже в XVIII веке, но не был массовым. Например, фарфоровый мастер и дизайнер Josiah Wedgwood выпускал на своём заводе великолепные гончарные изделия, но доступны они были весьма узкому кругу состоятельных покупателей.
В начале XX века, то есть параллельно с развитием идей модернизма, появились предпосылки к эстетизации промышленности, однако европейские державы готовились к большой войне, а для государственных военных заказов эстетический аспект играет совсем не ведущую роль. Эта парадигма повлияла и на гражданское производство – помните знаменитую фразу: «цвет автомобиля вполне может быть любым при условии, что он чёрный»? Через 11 лет после завершения той войны в 1929 году мировой экономический кризис отбросил промышленность на 30 лет назад, и практически сразу же за ним последовала Вторая мировая война. В общем, время было суровое – было не до украшательств.
Ситуация изменилась в начале 60-х, с возникновением общества потребления, особенно ярко это проявилось в США. Причиной интереса к дизайну оказалось не стремление к прекрасному, а прагматический подход: небольшие дополнительные затраты на придание товару эстетической привлекательности заметно повышали его ценность в глазах потребителя, что вызывало рост продаж.
Со временем дизайн стал неотъемлемым элементом конкурентной борьбы, а искушённый (в настоящее время) потребитель желает получить не просто функциональность, но ещё имидж и представительный облик. Вещи подчёркивают статус владельца. Дизайн стал неотъемлемым атрибутом. Переходите по ссылке, чтобы заказать проект салона красоты. |